Хоровые самодеятельные коллективы отличаются по самым различным признакам: социально-демографическим, поло-возрастным, национальным, жанровым, количественному составу и др. Такое большое разнообразие самодеятельных коллективов отражается в их названиях, например:
— хоры учителей, текстильщиков, работников пищевой промышленности (указывается какая-либо конкретная профессия большинства участников);
— хор села, города (указывается конкретная местность);
— хор завода, колхоза, совхоза, учебного заведения (указывается конкретное предприятие, учреждение);
— хор Дворца или Дома культуры, при котором работает коллектив;
— русский народный хор, карельский, башкирский и т. п. (название указывает на национальную принадлежность большинства участников);
— детский хор, хор ветеранов, молодежная капелла (по возрастному составу участников);
— казачий хор (по этнографическому признаку коллектива);
— народный хор, академический (указывается исполнительская
манера коллектива);
— камерный хор, большой хор (подчеркивается количествен
ный состав).
Как правило, участники и руководитель стремятся отразить в названии своего коллектива наиболее характерные моменты его структуры и творческого направления.
Однако свободное обращение с названиями коллективов иногда приводит к терминологической путанице. Так, например, в определении «народный хор» понятие жанрово-исполнительской специфики коллектива подчас смешивают со званием его. В том случае, если есть необходимость указать звание хора, следует говорить «народный коллектив», а при определении его исполнительского стиля — «народный хор».
В хоровой самодеятельности распространен термин «хор общего типа». Его часто отождествляют с академическим стилем хорового пения. Вместе с тем введением этого термина подчеркивалось качественное отличие «хоров общего типа» от строго академических, отход первых от неукоснительных академических норм. Это выражалось в активном освоении «хорами общего типа» преимущественно массовых песен как основы репертуара, не регламентируемого ни академической, ни народной манерами пения.
В результате такая «свобода творчества» сказалась на направлении многих хоров, в частности на окраске их звучания, которая характеризуется некоей средней между академической (прикрытой) и народной (открытой) манерой пения.
Творческо-исполнительское направление «хоров общего типа» выражено неярко, несет в себе элементы эклектизма.
Этим коллективам предстоит трудоемкая работа по выявлению специфики манеры исполнения, овладению вокально-хоровой культурой и утверждению собственного творческого лица.
Большое распространение в современном музыкальном искусстве получило эстрадное направление, которое активно влияет на развитие хоровой самодеятельности. Это влияние сказывается как на содержании, так и на формах исполнительства. В последнее время повысился интерес любителей-певцов к ансамблевым формам музыкального искусства, в результате образовалось много вокально-инструментальных, вокальных и фольклорных ансамблей.