В качестве одной из существенных особенностей хорового пения следует отметить его коллективную основу, которая значительно усложняет решение вопросов, касающихся прежде всего техники исполнения. Здесь успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца с коллективом певцов, как элемента и целого, заключается характерная черта хорового исполнения. Научить петь каждого и научить петь хором, в ансамбле — такова двуединая задача вокально-хорового обучения, для выполнения которой необходимо знание особой техники хорового исполнения, специфических средств выразительности, связанных со своеобразием и возможностями инструмента исполнения — голоса.
Говоря о коллективной природе хорового пения, нельзя не учитывать его большого воспитательного воздействия. Прививая участникам определенную сумму вокально-хоровых навыков на основе коллективных занятий и выступлений, руководитель незаметно формирует у них коллективное сознание. Эту особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог К- Д. Ушинскии: «Какое могучее педагогическое средство — хоровое пение... В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу*». В самой специфике хорового пения Ушинскии усматривал действенное педагогическое средство.