В процессе творческой деятельности у каждого коллектива складываются свои традиции. Они помогают сплочению коллектива, наполняют каждого участника сознанием причастности к этой социально важной деятельности, которая поддерживается и поощряется. Формирование и развитие традиций — дело всего оркестрового коллектива, его актива и руководителя. Нет, конечно, необходимости объяснять, какую из традиций можно сделать первой по значению для оркестра. Лучше всего, если это будет ежегодное проведение дня организации оркестра. В этот день можно провести собрание коллектива, дать большой отчетный концерт, на котором перед слушателями е приветствиями выступят руководители отдела культуры исполкома, Дома культуры, представители общественных организаций. Традиционными могут стать и различные творческие вечера участников оркестра (10, 15, 20 лет творческой деятельности), внесших свой вклад в его становление и развитие. Такие традиции воспитывают молодых участников, способствуют укреплению дисциплины оркестра.
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что в деятельности оркестра можно условно выделить четыре основных воспитательных фактора, это:
а) музыкально-образовательная работа, связанная с расширением знаний оркестрантов в области музыкального искусства, художественной культуры в целом;
б) творческая деятельность, которая носит всегда конкретный характер, развивает творческие навыки и умения;
в) наличие коллектива, формирующего систему духовно-этических отношений, воспитывающего определенные нравственные качества человека;
г) личность руководителя-воспитателя, оказывающего непосредственное влияние на оркестранта.
И все-таки такое разделение воспитательных факторов в самодеятельном оркестре русских народных инструментов условно. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, оказывают действие в комплексе. При умелом использовании этих факторов руководителем это позволяет решать те воспитательные задачи, которые стоят перед художественными самодеятельными коллективами в нашем обществе.