Русское церковное пение, которое формировалось поначалу на основе одноголосного знаменного распева, с XIV века начинает быстро эволюционировать. Постепенно стал расширяться диапазон песнопений, жультовая музыка обогатилась многоголосием (преимущественно трехголосного склада). Развиваясь одновременно, народная и культовая музыка естественно переплетались, находились в тесной связи. Исследователи обнаруживают много общего в логике развития, интонационном и ладовом языке отдельных песнопений и народных напевов. При этом главной характерной чертой отмечают песенное начало, распевность, тот фундамент, на котором развивалась вся русская музыкальная культура прошлого и который лежит в основе нашей современной советской музыки.
Особенно ярко обозначились принципы русской певческой школы во второй половине XIX столетия, в эпоху общественного подъема, когда демократическое движение в литературе и искусстве выдвинуло большие общенациональные задачи. В этот период М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным организуется Бесплатная музыкальная школа. Широкую концертную деятельность проводят капеллы Шереметьева, Юхова, Архангельского и других видных хоровых дирижеров. Распевность в этот период становится еще более характерной и самобытной стороной русского хорового исполнения, которое отличается также непринужденной и свободной подачей звука, чистотой интонации динамически ровного и тем-брово слитного органного звучания.
Таким образом, русское хоровое исполнительство формировалось в двух основных направлениях: народном пении, положившем начало развитию всей национальной музыкальной культуры, и церковном пении, с освоением которого связано создание русской профессиональной школы хорового исполнения, возникновение и развитие музыкально-теоретической мысли, достигшей особенно заметных результатов в XVII веке. Вплоть до первой половины XIX века церковное пение было единственным источником методических указаний и школой по подготовке профессиональных певцов, регентов и учителей пения.