Этот молодой человек славянской внешности едва ли не единственный из жителей Тюмени, владеющий древнейшей техникой горлового пения. По крайней мере, людей подобного рода редко можно встретить, да еще в городских условиях.
Пять лет назад молодой музыкант Дмитрий Тихонов вживую услышал тувинско-тибетскую гортанную музыку, и тогда у него появилась мечта самому воспроизвести ее.
Вперед, к первобытности
Музыкой Дима увлекся еще в юношеские годы. Постепенно открывал для себя разные музыкальные стили и жанры.
- Тогда я еще не знал, что вершины национальной музыкальной культуры большинству людей, особенно проживающих в российских городах, недоступны, - рассказывает Дмитрий. - А ведь в них – все великолепие красок и смыслов нашего национального генокода. Без этой почвы душа высыхает, как дерево, вырванное из земли.
Дмитрий убежден, что народная музыка несет в себе мистическое начало, позволяет глубже понимать окружающий мир, людей:
- Мы не знаем той музыки, которая столетиями сопровождала наших предков на поле брани, на праздниках, в трудах, в беде и в радости. Она редко звучит со сцены, по радио и телевидению. А ведь она раскрывает способности человека, усиливает его личностное начало. Опыт, мудрость, характер, настроение целого народа – все отражено в этой музыке.
Алтай, Тува, Хакасия, Тибет всегда привлекали туристов. Там силен культ предков и тувинцы с младых ногтей знают, что горлом можно петь, говорить, свистеть. В чукотском горловом пении вдох и выдох происходят одновременно. При каждом вдохе и выдохе поются слова песни и звуки, подражающие звукам природы. Это сложнейшая техника, которой представители древнейшего народа обучаются не в музыкальных училищах, а по принципу «от учителя к ученику». Те же чукчи или тувинцы еще при этом играют на комусе (тонкая пластина, которую вставляют между губ) или варгане.
Голос длиною в километры
Дмитрий вместе со своей женой Ярославной живут творчески, много путешествуют. В одной из поездок на Север и состоялось знакомство с уникальными традициями местных народов. Уже там, Дмитрий знакомился с жителями, пробовал осваивать технику горлового пения. Как утверждают знатоки, через годы занятий горлом можно извлекать звук, который другому человеку можно услышать за несколько километров. Причем голосовые связки при горловом пении в извлечении звука не участвуют.
Низкий голос придает уверенность
По словам Дмитрия, чем активнее цивилизация давит на человека, тем больше у него страхов, зажимов, опасений. В силу воспитания, каких-то социальных ограничений, взрослея, человек теряет свои голосовые возможности. У большинства мужчин могут быть красивые приятные голоса. Но с возрастом мужчина говорит все тише, все неестественней, и к 25 годам его голос уже значительно выше, чем мог бы быть изначально. Горловое пение уравновешивает «внутренний» голос с голосом «внешним».
- Если кто-то начинает учиться горловому пению, то голос моментально «садится» на несколько тонов ниже, - отмечает музыкант. – Такой голос добавляет тебе уверенности, ты хочешь говорить таким голосом постоянно, ассоциируешь себя с ним. Если освободишь свой собственный голос, то начнется своего рода цепная реакция. Изменение голоса потянет за собой изменение телесной моторики, поведения, жизненных обстоятельств в целом.
Многие люди даже не подозревают, что они способны на такие низкие ноты, могут издавать практически первобытные «животные» звуки, длить выдох во время пения на протяжении 30-50 секунд, и это еще не предел.
Инструмент своими руками
Кроме самого пения Дмитрий стал интересоваться и древними музыкальными инструментами. В его музыкальной группе начали задумываться о создании своей особенной программы. Но чтобы горловое пение сочеталось с музыкой, нужны были и настоящие народные инструменты. Где их взять? В магазине их точно не продают. Тогда Дмитрий решил сам сделать хантыйский музыкальный инструмент «нарс юх». Двадцатидвухлетний русский парень нашел среди хантов женщину, которая объяснила, как делать такой инструмент и принялся за работу.
Нарс юх – инструмент, похожий на лодочку. Это так называемая цитра (струнный щипковый музыкальный инструмент) с четырьмя струнами. По звуку напоминает арфу.
- Это тот редкий случай, когда я сделал некую вещь самостоятельно, и она у меня получилась, - говорит Дмитрий. - А ведь я даже паяю не очень. Инструментом заинтересовались не просто любители, как я, а профессиональные музыканты. Нынче им владеют участники питерской группы «Северга», играющей этническую музыку. Кстати, родом ребята из Тюмени - бывшая команда "Солноверт".
Затем были другие инструменты, и покупные, и сделанные собственными руками: домбра, комус, окарина «сюнь», австралийская труба «диджериду». Дмитрий учился на них играть, сочинял музыку. Кстати, чтобы играть на диджериду, нужно научиться одновременно с выдохом делать вдох носом – для непрерывности звука. Это очень древний инструмент, почти доисторический. Аборигенам Австралии природа подарила его в готовом виде. Сердцевину дерева выедали термиты. Однажды человеку захотелось подудеть в эту трубу. Так возник еще один духовой инструмент.
Как плачет армянский дудук
Поскольку Тюмень город многонациональный, Дмитрий Тихонов, Павел Дереча, Михаил Чащин, участники групп «Солноверт», «Волшебные мантры» и других пришли к идее проведения в городе фестиваля этнической музыки. Поначалу, это были просто небольшие выступления молодых музыкантов – в библиотеках, аудиториях, маленьких зальчиках Домов культуры. Многие впервые услышали, как плачет армянский дудук, как смеется грузинская зурна, как рокочет русский народный варган, как звенят белорусские цимбалы. Вскоре городской этнофестиваль «Небо и Земля» стал межрегиональным, получил известность и признание у публики. На нем всегда царит необычайная, почти волшебная атмосфера. Фестиваль проходит каждый год в июне.
- Горжусь, что я принял участие в зарождении фестиваля, - говорит Дмитрий. – Надеюсь, что ему предстоит долгая жизнь.