Нами собрана неплохая коллекция этнической, New Age, и другой правильной музыки, посему мы всячески приветствуем взаимообмен аналогичными альбомами, а также фильмами в MP4. Возможна запись CD-R на заказ. Передача дисков в Москве на любой станции метро в центре. Подробнее см. условия записи и обмена
Опрос:
Актуален ли обмен CD?
Да
Нет
Готов покупать


Ethno-cd.ru © 2006 - 2013
Чувство фолка

Где пила, а где дудка. Жаркая пора по мере приближения Нового года наступает для артистов разных мастей, но в первую очередь, конечно, звездных представителей шоу-бизнеса. Намечающиеся корпоративы обещают недурной денежный урожай. 

Ждут праздника, правда, в надежде на куш несравнимо более скромный, и труженики отечественного фолка. Пик популярности традиционной для народов страны музыки миновал, разве что местами отдельные вспышки, да давным-давно знакомых имен проблески.

Корреспондент НТВ Андрей Григорьев, разбираясь в причинах происходящего, и грустного, и диковинного наслушался.

Музыка из топора только для разогрева зрителей, замысловатые мелодии таким грубым инструментом никак не вырубишь. Ближе к кульминации произведения в ход идут и пила, из которой при умении можно извлечь разнообразие звуков, и выстроенные по размеру чугунки, дающие уже почти полноценную нотную палитру.

Марина Шамалюк, музыкант: «Можно играть на нем как на ксилофоне: разные горшки по объему — разные по звучанию».

Играть на всем, что под руку попало, вот это, по мнению исполнителей из сибирской глубинки, и есть настоящий фольклор. Вряд ли ведь все жители российских деревень были обеспечены сложными музыкальными инструментами.

Марина Шамалюк: «Мы храним традиции наших предков, от них не отходим. А все остальное рождается само».

Специалисты по этнической музыке утверждают: это раньше за частушками и колыбельными снаряжали экспедиции в сельскую местность. Теперь наоборот фольклор из города пытается завоевать расположение деревенской публики.

Галина Сысоева, заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств: «Кто будет, если не мы, пропагандировать традиционную культуру? У нее мало сил и возможностей выйти на сцену».

Небольшие самодеятельные коллективы с успехом гастролируют по сельским домам культуры. Но ведь это — в свободное от основной работы время. А заниматься фольклорной музыкой профессионально с каждым годом становится все труднее и труднее.

Надежда Бабкина, народная артистка России, руководитель ансамбля «Русская песня»: «Я езжу, встречаюсь с государственными коллективами. Их не так много. У нас в стране-то их всего 11. Понимаете, 11! Они все ниже плинтуса лежат, потому что нет государственной поддержки, нет грандов. Гранд возможно получить только в Москве, понимаете? А те коллективы, которые имели изюминки, например, Сибирский, Уральский и так далее, все сейчас лежит на плечах губернаторов».

Воронежский народый — один из таких оставшихся в стране мегахоров — раньше выступал с аншлагами по всему миру, представляя за рубежом русское искусство. Привычка держать марку осталась, представления все такие же зрелищные. Только вот водить хороводы приходится теперь на скромное поступление из регионального бюджета.

Вячеслав Помельников, художественный руководитель хора народной песни: «Мы можем показать большой концерт масштабной программы, основу которого составляют масштабные хороводы, которые водили на Руси. Раньше это было до 500 человек и тысячи».

Николай Попов, директор Государственного академического воронежского русского народного хора: «Ошибка, когда ставят культуру и шоу-бизнес на одну как бы скамейку. У нас нет задачи зарабатывать деньги. У нас совершенно иные задачи, и совершенно мы для другого созданы. Мы едем в села, мы едем в деревни, мы едем в колхозы. Мы едем туда, куда шоу-бизнес никогда не приедет».

Инструменты и костюмы купить государственному учреждению крайне сложно. На каждый заказ нужно устраивать тендер, а еще специалистов катастрофически не хватает. В этом году среди абитуриентов местного музыкального колледжа научиться игре на баяне не нашлось ни одного желающего.

Само понятие русского народного коллектива родилось 100 лет назад среди берез Воронежской губернии, когда Митрофан Пятницкий из местных крестьян собрал знаменитый хор, названный в последствии его именем. С тех пор фольклорная музыка из свежего направления превратилась едва ли не в официальную государственную часть искусства, без которой ни один сборный концерт не обходится. И нынешним популяризаторам приходится предпринимать все возможное, чтобы она окончательно не забронзовела.

Что все-таки дает тот самый неповторимый колорит, истинно народное звучание? Об этом энтузиасты до сих пор спорят. Для кого-то ведущую партию играют гусли. Мастер из Костромы Максим Гавриленко рассказывает, что иностранцы с удовольствием покупают у него инструменты, как память о пребывании в России.

Максим Гавриленко, гусляр: «Вот именно строй, он уникальный вообще, это один из древнейших строев музыкальных инструментов, и он как раз типично русский. То есть если посмотреть мелодику русских песен, она как раз вот соответствует этому строю».

А кто-то не мыслит существования национальной культуры без балалайки.

Сергей Старостин, музыкант: «Подобный инструмент, как бритва для мужчины, по идее, должен быть у каждого русского мужика».

А кто и вовсе уверен: не в инструментах дело. Для потребителя важна оригинальная современная аранжировка.

Андрей Злобин, главный редактор фолк-радио: «Люди не только приходят с каким-то натуральным звучанием типа гуслей, волынок, различных флейт, но и гитары тоже присутствуют».

Андрей Злобин — главный редактор единственного в России специализированного фолк-радио. Небольшая студия, оборудованная на его деньги, ведет вещание исключительно в Интернете. Народная музыка скорее дорогостоящее хобби, а никак не бизнес.

Андрей Злобин: «Все, что у нас есть, это кошелек для добровольных пожертвований слушателей, и уже целых 2 тысячи рублей мы на этом деле заработали. Этого хватит для того, чтобы поддерживать сайт радиостанции?»

По-настоящему популярным становится чаще всего что-нибудь околофольклорное. Народные мотивы с удовольствием используют российские рок-музыканты. Вот концерт одной из таких групп в берлинском клубе. Свободных мест нет. На родине, впрочем, этно тоже нравится продвинутой публике.

Инна Желанная, музыкант: «Мне кажется, сейчас как-то вообще интерес пошел в массах к каким-то таким околонародным всяким группам, которые все-таки пытаются через современный язык передать эту глубину народного творчества».

Понятно, что от количества слушателей сейчас напрямую зависит и коммерческая успешность независимого музыканта, но удивительное дело: когда речь идет о русском народном творчестве, многих исполнителей, похоже, это меньше всего интересует.

Светлана Ревнева, художественный руководитель народного фолклорного ансамбля: «Наверное, это особенность русских. Мы делаем все не для денег, а для души».