Нами собрана неплохая коллекция этнической, New Age, и другой правильной музыки, посему мы всячески приветствуем взаимообмен аналогичными альбомами, а также фильмами в MP4. Возможна запись CD-R на заказ. Передача дисков в Москве на любой станции метро в центре. Подробнее см. условия записи и обмена
Опрос:
Актуален ли обмен CD?
Да
Нет
Готов покупать


Ethno-cd.ru © 2006 - 2013
Сергей Старостин: между джазом и фольклором

Сергей Старостин: между джазом и фольклоромЯ давно хотел встретиться с музыкантом, чье имя в мире, к сожалению, известно лучше, чем в нашей стране. Счастливый случай представился 20 августа, когда в Музее деревянного зодчества города Суздаля проходил традиционный фестиваль рожечной музыки, на который съехались фольклорные коллективы со всей России.

В числе гостей был и Сергей Старостин. Его заслуги как собирателя и распространителя русской песенной традиции можно перечислять долго. Сергей был номинантом премии World Music Awards-2003, присуждаемой британской корпорацией BBC самым интересным музыкантам мира, работающим в жанре этнической музыки. Он проехал с фольклорными экспедициями почти всю Россию и собрал около 3000 народных песен. Участник многих известных групп, выступающих во всем мире, в том числе знаменитых джазовых «Moscow art trio» и «Volkov trio», рассказал «Молве» о том, почему государству невыгодно популяризировать народные традиции и почему он хочет переехать из Москвы в нижегородскую деревню.

- Сергей, вы участник многих экспериментальных групп, в творчестве которых смешиваются фольклор и современные жанры. Как вы считаете, уместна ли популяризация народной музыки таким образом?
- Все зависит от конкретного проекта. Некоторые умеют делать творческую музыку, смешивая жанры, другим же музыкантам это не удается. Если все сделано талантливо, то зрителями, несмотря ни на какие эксперименты, это будет восприниматься хорошо. Если нет, конечно, кто-то похлопает, но особого интереса не будет. Из уважения, конечно, сегодня все аплодируют. Помидорами уже не кидаются, как в старые времена - может, это и плохо.

Есть у нас старый проект «Moscow art trio» - дитя постсоветской эпохи. Делаем мы его втроем: Миша Альперин, Аркадий Шилклопер и я. Так получилось, что сегодня мы все живем в разных странах. Миша - в Норвегии, Аркадий - в Германии, ну а я остаюсь в России. Когда мы его придумывали, все жили в СССР, была ориентация на джаз, некоторую классику и фольклор, почерпнутый из разных источников. Мы постарались все эти интересы учесть, внедрить в музыкальное полотно, чтобы все это гармонично сочеталось между собой.

- Не возникало ли у вас в то время желание уйти в шоу-бизнес и делать то, что «пипл хавает»?
- Я был практически на черте. Но выстоял и теперь не жалею об этом. Можно было бы, к примеру, найти себе продюсера и зажить припеваючи. Но у продюсерской музыки принципиально иная задача. Если бы в нашем творчестве был рынок и на него бы пришли дядьки с кошельками, нам, безусловно, было бы легче. Но сейчас рынка как такового в том, что мы делаем, нет. Облегчая себе жизнь, с помощью продюсеров и раскрутки, мы в каком-то плане роем могилу своей культуре.

Традиция же - вещь довольно жесткая. В давние времена не было коммерции и продюсеров, а были талантливые люди, кто-то лучше, кто-то хуже. Этим все и определялось.

- Сергей, как, по вашему мнению, сохраняются традиции в современной России?
- Россия жила и живет чудиками, именно благодаря им и держится наша страна. Людьми, которые могут, не озираясь на прибыль, делать хорошие дела и приносить пользу обществу. В глубинке таких бескорыстных людей, по моим наблюдениям, больше. У них многому можно поучиться, и я сам со временем хочу переехать из Москвы в нижегородскую деревню, где у меня есть дом. Не вечно же нести «крест популяризатора фольклора», иногда очень хочется спокойной и размеренной жизни.

Государству же, в отличие от подвижников, никогда не было выгодно сохранение традиционной культуры. Ведь на ней очень тяжело заработать себе рейтинг. И сегодня в задачу государственной пропагандистской машины это не входит. Конечно, и на федеральном, и на региональных уровнях разговоры ведутся, а реальных дел от чиновников в этом направлении немного.

- Вы постоянно ездите по миру. Каково отношение к фольклору за границей и у нас?
- Это зависит от страны, где приходится выступать. Но обычно люди приходят не на фольклорный концерт, а на выступление конкретной группы. Мне, например, очень нравится фестиваль в одном небольшом эстонском городе, куда раз в году съезжаются лучшие музыканты со всего мира. Организуют его одни и те же люди на протяжении 20 лет. У него сложилась своя особая атмосфера, к которой музыканты уже привыкли. Всего на фестивале семь сцен и огромное количество выступающих. Часть концертной программы проходит в развалинах старинного замка. Нашим фестивалям не хватает такого постоянства в организации и особой атмосферы. То там, то здесь появляются новые фестивали, но столько, как этот, они не живут.

В России отношение к народной музыке везде разное. Это мы почувствовали, когда делали программу «Странствия музыканта» по каналу «Культура» - сейчас, кстати, закрытую из-за недостатка финансирования. В ней мы рассказывали о народных музыкальных традициях, о мастерах, которые делают народные инструменты в одном конкретном регионе нашей большой страны. В связи с денежными трудностями мы ехали только туда, где нас могли принять бесплатно. Соответственно, это было там, где руководителям важно показать исконную культуру своей земли. А вот найти талантливых людей в конкретной области не составляло труда, везде самородков много.

- Ваши впечатления от пребывания на Владимирской земле?
- Я не первый раз в Суздале, потому что здесь постоянно проводятся фольклорные фестивали и праздники. Ваш регион очень интересен, у него огромный потенциал в плане популяризации традиционной культуры.

С точки зрения народных песен, Владимирщина - сложный регион. Он всегда был скорее ремесленным, чем сельскохозяйственным по своей сути, и это накладывает отпечаток на характер и тематику песен.