Beatles – классики рока, протоптали первую тропинку из рока в классику. Увы, долгое время по этой тропинке ходили только в одну сторону – классические композиторы были и остаются более консервативными, упорно соблюдая "чистоту жанра", они не желают абсолютно ничего перенимать от рока, довольствуясь только легкими заимствованиями из джаза. Зато число желающих навестить классику со стороны рока неуклонно растет.
Простейшим вариантом синтеза с классикой является прямое из нее заимствование. Этим отличалась группа Deep Purple, частенько вставлявшая в свои чисто роковые номера обработанные для гитары и электро-органа фрагменты классических произведений. Emerson, Lake & Palmer неоднократно исполняли классические произведения целиком. Так, например, ими был записан целый альбом "Pictures at an Exhibition" ("Картинки с выставки"), базирующийся на одноименном произведении Мусоргского. Мусоргский вообще держит планку первенства по количеству заимствований. Тягаться с ним могут только "В пещере горного короля" Грига и произведения Паганини. В настоящее время заимствования из классики – обычное явление в произведениях Speed- и Power-металлических групп.
Однако, подражание не совсем искусство. Простое переигрывание уже написанного простительно в "младенческом возрасте" музыкального течения, но в юности и зрелости нужно нечто большее. Осознавая это, рокеры начинали творить свое. Одним из первых экспериментов стала песня "April" (1969) группы Deep Purple. Движимые привязанностью клавишника группы – Джона Лорда к классической музыке, Темно Пурпурные вставили в середину двенадцатиминутной композиции фрагмент, исполняемый на классических инструментах. Эксперимент получился удачным, и, вдохновленные им, Deep Purple записали "Concerto for Group and Orchestra" – первый пример использования рок-группой оркестра, не в качестве фона для собственной песни, а как полноценную часть произведения. Чуть позже этот эксперимент повторила группа Pink Floyd в своей композиции "Atom Heart Mother". За это они были удостоены чести выступать с этой композицией на фестивале классической музыки в Монтрее. Особое место в работах такого плана занимают сольные проекты Джона Лорда. "Gemini Suite", "Windows" и "Sarabande" представили отличный от "Concerto…" способ преподнесения музыкального материала. Здесь рок и классика не просто смешаны, а еще и сближены. Если "Concerto…" все-таки был классическим произведением с использованием рок-арсенала, то отнести к той или другой категории сольные работы Лорда просто не представляется возможным.