Борьба рок-музыки и попсы – явление для нас настолько привычное, что мало кто задумывается о совершенной терминологической бессмыслице этого противостояния. Особенно резко эта бессмыслица проявляется в вопросе: «А ты что больше любишь – рок или попсу?». Пока речь идет о противопоставлении, допустим, группы АУКЦЫОН и Кати Лель, или KING CRIMSON и MODERN TALKING – всем все понятно. Ну а если сравнивать БРАВО и ЛЮБЭ, или BON JOVI и PET SHOP BOYS?
Не мешало бы отметить и то, что особенно яростно и активно с попсой воюют именно рокеры, а не барды или джазмены. При этом сама попса почему-то с рок-музыкой совершенно не воюет, напротив, нередко можно услышать довольно уважительное отношение к року со стороны самых отъявленных попсовиков.
Истоки противостояния опять-таки лежат в особенном пути советского рок-н-ролла. Вспомним, что в 1980-х годах особенностью рок-музыки было именно неприятие официозной «замшелой» советской эстрады, оторвавшейся от чаяний и потребностей молодежи. Вспомните, что и Владимир Кузьмин с ДИНАМИКОМ, и Юрий Лоза с ПРИМУСОМ безо всяких сомнений относились слушателями к рокерам. Однако постепенно, благодаря МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, АКВАРИУМУ и др., возникла традиция интеллектуальной, идейной рок-музыки. С началом перестройки именно идейная, социально-бунтарская прослойка рокеров оказалась самой востребованной, а развлекательный момент отошел на второй план. Казалось, что именно рок-музыке суждено быть авангардом современного высокого и искреннего искусства.
Тем не менее, когда интерес к идейным призывам спал, родился феномен ЛАСКОВОГО МАЯ – примитивнейшей развлекательной группы, которая с легкостью гаммельнского крысолова увела от рокеров огромную массу молодежи. Разочарование тех, кто вкладывал в свой «мэсседж» всю душу и уже заболел идеями «мессианства», родило вполне понятное озлобление. И если на Западе этот процесс происходил постепенно (революционность рок-групп конца 1960-х иссякла, и они просто полностью замкнулись в рамках шоу-бизнеса), то у нас рок-музыка просто осталась не у дел. Те, кто не успел выплыть на волне перестройки и как-то «укорениться» в новорусском шоу-бизнесе, просто исчезли из поля зрения СМИ. Клоны ЛАСКОВОГО МАЯ надолго заполонили радио- и телеэфир. Музыкальные критики в стиле Ницше объявили, что «Рок умер!», ввиду его ненужности (как в анекдоте – «революция свершилась, а сейчас будет дискотека»). Выжившие рок-корифеи в ответ яростно заявили, что со смертью рок-музыки умрет и «высокое искреннее искусство».