Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.
Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр.
Наиболее явные отрезки между двумя соседними сильными долями выделают в такты.
Такт — промежуток между двумя соседними сильными долями. В нотной записи такт — совокупность нот, заключенная между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотоносце (нотном стане).
Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр)