Нами собрана неплохая коллекция этнической, New Age, и другой правильной музыки, посему мы всячески приветствуем взаимообмен аналогичными альбомами, а также фильмами в MP4. Возможна запись CD-R на заказ. Передача дисков в Москве на любой станции метро в центре. Подробнее см. условия записи и обмена
Опрос:
Актуален ли обмен CD?
Да
Нет
Готов покупать


Ethno-cd.ru © 2006 - 2013
10 самых успешных этнических музыкантов

10 самых успешных этнических музыкантовБум этнической музыки, или world music, во всем мире случился в 90-е, причем главным поставщиком звезд этого жанра на мировую сцену оказался развалившийся Советский Союз. Совпали два фактора: открытость границ и поиски национальной идентичности, которыми занялись обитатели бывшей империи. При этом национальные традиции, которые прорастали на обломках СССР, часто сперва раскручивали на Западе, а потом выходцы из бывших советских республик приезжали гастролировать в Россию — уже в качестве иностранных звезд. Сейчас вопрос о поиске национальных корней стоит так же остро, как и двадцать лет назад. Кризис европейского мультикультурализма и события на Манежной площади в Москве в декабре 2010-го только добавляют ему остроты. Мы попытались выяснить, какие элементы этнических традиций используют сегодня музыканты, с которыми у нас когда-то была общая страна, и какие национальные образы они транслируют.
01. Дживан Гаспарян (Армения)

Жанр
Этно

Инструмент
Дудук

Рецепт
Виртуозная игра на дудуке — цилиндрической деревянной флейте из абрикосового дерева с диапазоном всего в одну октаву, которая способна издавать нежный, чуть глуховатый звук.

История успеха
В 1934 году шестилетний Дживан Гаспарян впервые начал играть на дудуке, а спустя несколько лет ему довелось выступать в Кремле перед Сталиным. В 1948-м он стал участником ансамбля национальной песни и танца, тогда же состоялось его первое профессиональное выступление в качестве солиста с Ереванским филармоническим оркестром.

Карьера Дживана Гаспаряна, профессора Ереванской консерватории, — пример максимальной реализации этнического музыканта. Его имя стало едва ли не синонимом world music. В 1988 году Мартин Скорсезе снял «Последнее искушение Христа», музыку к которому писал Питер Гэбриел (известный продюсер и проповедник world music), и дудук Гаспаряна органично вплетался в рок-композиции, добавляя им вековечной тоски. После этого армянский музыкант записался на лейбле Питера Гэбриела Real World, объездил Америку, Европу и Азию. Сотрудничал со знаменитыми композиторами Хансом Циммером, Майклом Бруком, с известными исполнителями Лайонелом Ричи, Брайаном Мэем, Борисом Гребенщиковым. Работал над саундтреком к фильму «Гладиатор». Дживан Гаспарян — обладатель четырех золотых медалей ЮНЕСКО и награды World Music Expo «За заслуги перед музыкальным искусством».

Что транслирует

Мудрость предков, ностальгию. Дудук одним своим звуком способен передавать это, как ни один другой инструмент в мире.
02. «Хуун-Хуур-Ту» (Тува)

Жанр
Этно

Язык
Тувинский

Инструменты
Игиль, хомус, дошпулур, шаманский бубен, электрогитары

Рецепт
Горловое пение (хоомей) под традиционные тувинские инструменты. Особенность пения хоомей в том, что исполнитель способен извлекать две или даже три ноты одновременно. «Хуун-Хуур-Ту» принципиально не используют модернизированные версии тувинских инструментов, но при этом не отказываются от современных электронных.

История успеха

Считается, что тувинское горловое пение открыл миру американский физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Правда, сам он до СССР не добрался, но показал записи музыканту Теду Левину, а тот немедленно отправился в Туву, чтобы посмотреть на людей, которые способны издавать такие дикие звуки. Четырех музыкантов он нашел на окраине Кызыла, в бараках, в 1987 году. Их уникальный дар потряс Левина, и он пригласил группу в США.

Большим поклонником «Хуун-Хуур-Ту» оказался Фрэнк Заппа — в 1993 году он даже позвал их к себе на студию. А год спустя они играли с великим «Кронос-квартетом» в переполненном четырехтысячном мемориальном зале Стэнфордского университета. С Раем Кудером они писали музыку для голливудского кино; со Стиви Уандером, Микки Хартом (из Grateful Dead), группой Fun-Da-Mental, японскими барабанщиками «Кодо», болгарским женским хором и многими другими придумывали совместные проекты.

Первый альбом «Хуун-Хуур-Ту» — 60 Horses In My Herd (1993) — классика world music и одна из лучших записей в этом направлении. Сегодня «Хуун-Хуур-Ту» продолжают играть, пережив не одну смену состава. Они считаются самой известной российской группой в мире (сравниться с ними, правда в другом музыкальном направлении, может разве что группа «Тату») и своеобразным символом странной музыки вообще. Например, в американском сериале True Blood горловое пение «Хуун-Хуур-Ту» слушает у себя в машине вампир.

Что транслируют

Загадочность жителей степи и шаманский мистицизм.
03. Сергей Старостин (Россия)

Жанр
Этно

Язык
Русский

Инструменты
Кларнет, жалейка, калюки, бербень, просвирелка, пыжатка, экудорийская флейта, гусли

Рецепт
Аутентичная народная музыка, тщательно записанная в экспедициях по русским регионам и переданная достоверно, без существенных искажений.

История успеха
Все началось с правильной бабушки, Елены Аввакумовны, которая пела внуку правильные колыбельные. Дальше в 1976 году студент консерватории Сергей Старостин поехал в фольклорную экспедицию в Рязанскую область. Там его зацепило — Старостин стал завсегдатаем фольклорного ансамбля при консерватории, а после армии полностью погрузился в исследовательскую работу, проводя в экспедициях по нескольку месяцев.

С самого начала музыкальной карьеры Старостин четко осознает свою роль как просветительскую. Фактически он долгие годы занимается отделением мух от котлет, где мухи — это советская псевдонародная музыка, не имеющая ничего общего с настоящим фольклором, а котлеты — это собственно фольклор, тщательно собираемый исследователями в разных областях России. С 1991 по 1998 год Сергей Старостин вел на телевидении программу «Мировая деревня». Каждый его концерт — очень обаятельный экскурс в историю и теорию народной музыки.

Однажды на гастролях в Берлине Старостин познакомился с валторнистом Аркадием Шилклопером и пианистом Михаилом Альпериным и стал пародировать их репетиции, играя на рожке, — так родилось Moscow Art Trio. Старостин играл с «Хуун-Хуур-Ту», Дживаном Гаспаряном, известной норвежской вокалисткой Мари Бойне, болгарским хором «Ангелите». С Инной Желанной они придумали проект Farlanders. В октябре 2002 года Старостин был номинирован на премию World Music 2003, ежегодно присуждаемую Радио-3 (отделением британской радиостанции Би-би-си) наиболее интересным этническим музыкантам. В 2008 году Сергей Старостин вместе с Андреем Котовым, Леонидом Федоровым и Владимиром Волковым записал альбом «Душеполезные песни на каждый день»: это древние духовные стихи, пастушьи заговоры, псалмы, исполненные с простотой и смирением, как будто они поются безымянными певчими в маленьком храме или пастухами у речки.

Что транслирует

Душевность, простоту и смирение — главные качества загадочного русского характера.
04. Zdob şi Zdub (Молдавия)

Жанр
Рок

Язык
Молдавский, русский, английский

Инструменты
Электрогитары, барабаны, труба, тромбон, чимпой

Рецепт
Смесь хардкора и хип-хоповского речитатива с молдавской народной музыкой

История успеха
Группа возникла в Молдавии в 1994 году; название Zdob şi Zdub, собственно, означает звук барабана. Сначала Zdob şi Zdub сочиняли смешные тексты по-русски, затем перешли на молдавский. В 2000 году случился их звездный час: они приняли участие в записи альбома «Кинопробы», где известные рок-музыканты перепевали хиты группы «Кино». Их версия песни Цоя «Видели ночь» оказалась не просто лучшим кавером на этом диске, но и, пожалуй, лучшей песней Zdob şi Zdub вообще. Бесшабашная цыганщина и бунтарский пофигизм русского рока 80-х оказались буквально созданными друг для друга.

Песня поднялась на вершины чатов в России, а альбом «Кинопробы» во многом благодаря ей был продан в количестве 1,5 млн экземпляров. Группа два раза представляла Молдавию на конкурсе «Евровидение» — в 2005 и 2011 годах (6-е и 12-е места соответственно).

Что транслируют

Близость к земле, «агроромантику» — именно так называется один из альбомов группы. Родная земля пусть и бедная, но своя — на ней молдаванин весел и счастлив.
05. Севара Назархан (Узбекистан)

Жанр
Этно, поп

Язык
Узбекский, русский

Инструменты
Дутар

Рецепт
Узбекские народные песни под дутар — двухструнный щипковый музыкальный инструмент XV века. Позже постепенный уход в поп-музыку.

История успеха
Родители Севары — известные исполнители узбекской народной музыки. Сама она окончила Ташкентскую консерваторию по классу вокала. В 1998-м она организовала женскую поп-группу Sideriz, которую тут же окрестили «узбекскими Spice Girls». А через два года Севара отправилась в Англию на фестиваль этнической музыки Womad, организованный Питером Гэбриелом.

На лейбле Гэбриела Севара Назархан выпустила дебютный альбом Yol Bolsin. Продюсировал его известный французский композитор Гектор Зазу, работавший с Бьорк, Дэвидом Сильвианом, Сьюзан Вегой. В 2004 году Севара получила самую престижную награду в области этнической музыки — World Music Award BBC в номинации «Лучший артист Азии».

Альбом Sen в 2007 году продюсировал уже не Зазу, а отечественный рок-композитор Виктор Сологуб (основатель электронного проекта «Deadушки»). Севара постепенно отходила от традиционной музыки, мигрируя в область попсы. Стихи для ее последнего альбома «Так легко» сочиняли Сергей Михалок и Вадим Степанцов. А заглавная его песня «А он не пришел» отсылает скорее к советским псевдонародным песням, чем к узбекскому фольклору.

Что транслирует

Восточное легкомыслие и непостоянство. Узбекскую народную музыку, которая принесла ей мировое признание, Севара легко променяла на электронный русскоязычный поп без этнических оттенков.
06. Зуля Камалова (Удмуртия)

Жанр
Этно

Язык
Татарский, английский, французский, португальский, русский

Инструменты
Акустическая гитара, скрипка, контрабас, баян, труба, барабаны, диджериду, таблы

Рецепт
Татарские фьюжн-колыбельные, утонченные аранжировки и отчаянно смелая смесь самых разных этнических традиций.

История успеха
Зуля родилась в Удмуртии в татарской семье; в 1991 году уехала по студенческому обмену в США, вышла там замуж за австралийца и переехала жить в Австралию. Работала переводчицей в Комиссии по сохранению морских ресурсов Антарктики и увлекалась бардовской песней; поступила в консерваторию, изучала классику XX века, contemporary, пела джаз.

В 1997 году она записала первый альбом с русскими, французскими, цыганскими, португальскими, испанскими, ирландскими песнями. Он был тепло встречен критикой: Австралия с ее вавилонским смешением языков и культур навела Зулю на мысль не отказываться от своих татарских корней, а реанимировать их и сделать своей фишкой. В ход пошел татарский фольклор, колыбельные песни Зулиной бабушки, но в необычных аранжировках: музыканты аккомпанировали певице на малийской коре, австралийском диджериду, на таблах. Ее диск Aloukie был признан лучшим альбомом 2000 года в Австралии, а Еlusive в 2003-м номинировали на ARIA Awards — очень серьезную премию австралийской индустрии звукозаписи; следующие альбомы прочно держатся в топ-десятках европейских хит-парадов. Татарский фьюжн во всем мире пошел на ура. Последний альбом Зули — Tales of Subliming — это песни, сочиненные ею на английском, русском и татарском языках и исполнен-ные под аккомпанемент коллектива «Дети подземелья».

Что транслирует

Интеллектуальность, утонченность, мирное и продуктивное сосуществование самых разных национальных традиций. Фактически символ веры музыкального мультикультурализма.
07. Нино Катамадзе (Грузия)

Жанр
Джаз

Язык
Грузинский

Инструменты
Ударные, гитара, бас-гитара, классические инструменты

Рецепт
Простонародные песни-рыдания в филигранных обработках в стиле acid jazz и smooth jazz.

История успеха
Нино училась в Батумском музыкальном институте имени Палиашвили на вокальном отделении. Попутно она придумывала разные музыкальные проекты и в 1999 году начала петь с группой Insight.

В 2000 году в Батуми на фестивале «Субтропики» группу услышал Эдуард Шум, основатель ассоциации независимых музыкантов «Вдох», продюсер и человек-оркестр. Через какое-то время он пригласил Нино с музыкантами в Москву. Там группа сперва оказалась в позиции «молодых-начинающих», что было довольно смешно: и сама Нино, и ее коллеги — гитарист, организатор Insight Гога Качеишвили, придумывающий головоломные аранжировки, басист Уча Гугунава и ударник Давид Абуладзе — были к тому моменту музыкантами очень серьезными.

Время расставило все на свои места: в 2006 году альбом White был выпущен в Грузии, России, Финляндии, Швеции, Украине, Франции, Германии, Великобритании и Италии. Было продано 700 тыс. копий. Сейчас Нино Катамадзе и группа Insight выступают с концертами по всему миру.

Что транслирует

Любовь, материнскую заботу и грузинское гостеприимство. На ее концертах зрители плачут, подпевают хором и слушаются каждого жеста Катамадзе, которая и сама готова обнимать каждого. В разных городах мира концерты Нино становятся поводом для грузинских диаспор собраться и вспомнить родину, а для всех остальных — вздохнуть и засобираться в Тбилиси хоть на несколько дней.
08. «Птица Тылобурдо» (Удмуртия)

Жанр
Экспериментальный фолк

Язык
Удмуртский, русский

Инструменты
Цимбалы, мандолина, флейта, перкуссия, бас-гитара

Рецепт
Синтез многоголосного женского пения, удмуртских обрядовых распевов (крежей) и джаза

История успеха
Коллектив был основан в 1998 году в Ижевске. Ориентиром для него являлась бельгийская группа Zap Mama, тоже специализирующаяся на синтезе джаза и многоголосного пения. Кажется, что в песнях «Птицы Тылобурдо» вообще не звучит никаких инструментов, кроме человеческого голоса, — музыка их так легка и прозрачна, что воспринимается как пение а капелла. Крежи — это удмуртские обрядовые распевы, которые служили музыкальными оберегами. Группа использует не только удмуртские, но и скандинавские и африканские мелодии и ритмы, а также стихи удмуртских поэтов.

Альбом «Пух и перья» (2002) способствовал успеху группы в России. В 2006-м она выступала в эфире «Радио Культура» и в программе «ПроСвет» Дмитрия Диброва. «Птица Тылобурдо» принимает участие в российских и европейских фестивалях — «Усадьба Джаз», «Этномеханика», «Пустые холмы», «Восточный ветер». Последний их диск вышел год назад под названием «Золото Европы». На нем уже древнегреческие гимны и стихи переплетаются со звуками птичьих голосов.

Что транслируют

Колдовство и суеверия малых народов.
09. Тамила Сагаипова (Чечня)

Жанр
Поп-фольклор

Язык
Чеченский, русский

Инструменты
Синтезатор, иногда живые инструменты — аккордеон, гитара, барабаны

Рецепт
Соединение чеченских музыкальных традиций и поп-шаблонов. Причем сочетание необычное: на сильно ускоренный темп лезгинки, записанной на электронном синтезаторе, ложится медленная мелодия, исполняемая нежным девичьим голосом.

История успеха

Семнадцатилетняя Тамила Сагаипова и ее старшая сестра Макка — самые популярные певицы в Чечне. Их отец Умар Сагаипов — известный аккордеонист, народный артист Чечни. Тамила родилась в Грозном, но детство провела в Баку. Участвовала в чеченской «фабрике звезд» — конкурсе «Молодые звезды — 2».

Тамила Сагаипова выступает в народных костюмах, часто закрывая не только голову, но и шею. На сцене позволяет себе лишь традиционные для восточного женского танца движения руками, оставаясь неподвижной в плечах и талии. Пока что у певицы нет ни одного официального альбома, но ее песни активно скачивают в интернете и разбирают на рингтоны. Как настоящая официально признанная поп-звезда, Тамила дает масштабные сольные концерты с подтанцовкой и спецэффектами, а также выступает перед руководством республики. У нее даже есть хвалебная песня про Рамзана Кадырова, причем на русском языке.

Что транслирует

Образ вайнахской девушки — недоступной, невинной, нежной и строго подчиняющейся традициям. К такой девушке можно испытывать исключительно целомудренные чувства, она — образец чистоты. Интересно, что именно такой образ в конце нулевых стал необычайно востребованным в попсе не только Чечни, но и всей России.
10. Айдамир Мугу (Адыгея)

Жанр
Поп

Язык
Русский, адыгейский

Инструменты
Синтезатор

Рецепт
Соло на аккордеоне, как в лезгинке, положенное на простой танцевальный ритм («большая бочка» — удар на сильную долю). Плюс мелодия диатонического склада, традиционного для многих народных песен, и не только кавказских, напоминающая хоровую распевку. Именно по этому рецепту сделан главный хит Айдамира Мугу — знаменитая песня «Черные глаза».

История успеха

Мугу — единственный исполнитель, который заставил русских полюбить демонстративно кавказскую песню: «Черные глаза» стали абсолютным хитом лета 2005 года; из каждой второй машины доносилось: «Черные глаза — вспоминаю-умираю! Черные глаза — я только о тебе мечтаю!»

При этом мало кто знал исполнителя, о котором до сих пор данных немного. Айдамир родился в Майкопе, в 15 лет записал «Черные глаза» вместе с аккордеонистом Асланом Тлебзу. В песне цепкий мотив и яркое аккордеонное соло, благодаря чему она тут же стала чемпионом по скачиванию на рингтоны и основой для множества ремиксов. Ни одно из последующих творений Айдамира Мугу не стало таким же успешным, но его песни все равно находятся в ротации популярных радиостанций России. В 2011 году у него вышел альбом «Черные глаза — 2».

Что транслирует
Чуть осовремененный образ пылкого горца, влюбленного в прекрасную девушку.